Тахографы и карты для тахографов
в Москве и Московской области

Оставьте свой контакт, и мы перезвоним
CARDT.RU гарантирует конфиденциальность ваших данных
ГЛАВНОЕ МЕНЮ

Тахографы и закон

Экономическая составляющая коммерческих перевозок часто толкает руководителей транспортных компаний и водителей идти на нарушение действующего законодательства о режимах труда и отдыха.

В связи с этим в 2012 году Правительство РФ приняло решение разработать новую редакцию закона о безопасности дорожного движения и утвердить в ряде других актов детальные требования по оснащению тахографами транспорта, предназначенного для коммерческой перевозки пассажиров и грузов.

Тахографы: нормативная база

В первую очередь, обязанность устанавливать тахографы прописана в в 20 статье ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно закону, юр.лица и ИП обязаны:

"оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы)".

А вот основные требования к тахографам, сроки и порядок их установки на ТС закреплены в двух приказах Минтранса: №273 и №36.

Приказ №273 Министерства транспорта РФ от 13.08. 2013г. определяет сроки оснащения различных категорий ТС цифровыми тахографами с блоком СКЗИ:

  • N2 и N3, используемые для перевозки опасных грузов - до 1 апреля 2014 года.
  • М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров (за исключением городских и пригородных маршрутов) - до 1 июля 2014 года.
  • N3 полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенные для междугородных перевозок - до 1 июля 2014 года.
  • N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 сентября 2014 года.
  • N2, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным - до 1 апреля 2015 года.
  • N2, N3, M2 и M3, оснащенные аналоговыми тахографами - до 1 июля 2016 года.
  • N2, N3, M2 и M3, оснащенные при производстве до 1.04.2014 тахографами ЕСТР - до 1 января 2018 года.
  • N2, N3, M2 и M3, оснащенные в мастерских до 11.03.2014 тахографами без блока СКЗИ (соответствующими ПП №720) - до 1 января 2018 года.
  • М2, М3, осуществляющие пригородные регулярные перевозки - до 1 июля 2018 года.
  • М2, М3, осуществляющие городские регулярные перевозки - до 1 июля 2019 года.

Требования к устройствам и правила их использования/обслуживания подробно расписаны в Приказе Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г. Так, тахографы, устанавливаемые на транспортные средства, должны:
  • Обеспечивать регистрацию поступающей в режиме реального времени информации в защищённой памяти устройства (СКЗИ) и обработку поступающих данных.
  • Обеспечивать защищённое хранение информации ограниченного доступа (электронная подпись, ключи проверки электронной подписи и аутентификации).
  • Обеспечивать распределение и регистрацию данных, не требующих защиты от корректировки.
  • Поддерживать постоянную связь с навигационными системами ГЛОНАСС, GPS.

В тахографах должно гарантированно поддерживаться функционирование следующих режимов:

  • Рабочий. Фиксирует все события, возникающие во время движения транспортного средства (маршрут, скорость, время работы и отдыха водителя).
  • Режим контроля. Контролирует и фиксирует деятельность водителя в пунктах контроля.
  • Режим проверки технических параметров транспортных средств на соответствие соблюдения оптимальных режимов работы транспорта и действий водителя (режим предприятия).
  • Режим корректировки внесённых установочных данных. Проверка и внесение необходимых изменений в идентификационные данные установленного оборудования (режим мастерской).

Каждый из вышеперечисленных режимов активируется отдельной картой, обеспечивающей аутентификацию и идентификацию водителя/предприятия/контролера/мастерской с использованием средств криптозащиты. Тахограф в автоматическом режиме осуществляет разграничение доступа к имеющимся функциям в зависимости от типа и владельца карты.

Допуск к установке тахографов

На основании действующего законодательства и с учётом дополнений, имеющихся в приказе Министерства транспорта №36, определён круг юридических лиц (мастерских) имеющих право на установку тахографов.

Право на монтаж, ремонт, активацию и обслуживанию имеют мастерские, которые внесены в перечень ФБУ "Росавтотранс". Им присваивается индивидуальный номер, который присутствует на клеймах для опломбирования контрольного оборудования. Также мастерские обязаны иметь лицензию от ФСБ на установку данного оборудования.

Мастерские, осуществляющие установку контрольного оборудования, должны соответствовать рекомендуемым производственным параметрам:

  • наличие помещений для установки оборудования;
  • обязательно наличие помещения, обеспечивающего безопасное хранение блоков СКЗИ, тахографов и карт.
  • наличие поверенного оборудования, средств измерения и контроля;
  • наличие профессионально подготовленного персонала, прошедшего соответствующее обучение и получившего лицензию на проведение подобных работ.

Несанкционированное производство работ с блоком СКЗИ преследуется УК РФ.

Санкции за нарушение тахографического законодательства

Ответственность за нарушение установленных норм использования тахографов регулируется КоАП РФ. Законом предусмотрены следующие виды наказаний:

  • За отсутствие контролирующего устройства водитель может быть оштрафован на сумму от 1000 до 3000 рублей, а должностное лицо - от 5000 до 10000 рублей.
  • Штраф за использование отключенного или неисправного оборудования приравнивается к штрафу за отсутствие тахографа.
  • Штраф за нарушение режимов труда и отдыха водителем составит от 1000 до 3000 рублей, должностным лицом и ИП - от 1000 до 5000 рублей, юр.лицом - от 20 000 до 50 000 рублей.

Другие статьи о тахографах и картах для тахографа