Тахографы и карты для тахографов
в Москве и Московской области

Оставьте свой контакт, и мы перезвоним
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
  • »
  • »

Стульчик, молоточки, колёсико. Что означают пиктограммы режимов работы цифрового тахографа?

Как известно, тахографы должны быть установлены на всех грузовиках массой свыше 3,5 тонн и на автобусах, в которых больше восьми пассажирских мест. Это требование прописанов статье 20 ФЗ №196 "О безопасности дорожного движения". При этом обязанность оснащать транспорт тахографами возлагается и на юридических, и на физических лиц. А за передвижение без контрольных устройств, за нарушение требований к эксплуатации тахографов и за несоблюдение режимов труда и отдых перевозчикам грозят повышенные штрафы по статье 11.23 КоАП РФ. Избежать штрафов и передвигаться по правилам поможет не только факт установки тахографа – важно уметь правильно им пользоваться. В частности, активировать каждый раз в начале смены с помощью карты водителя, вручную выставлять режимы труда, уметь делать распечатки данных с тахографа для сотрудников ГИБДД и других и других проверяющих.

Требования к тахографам и правила их эксплуатации изложены в Приказе Минтранса №36. Обязанности водителей сформулированы в приложении №3 этого приказа.

Режимы работы тахографа и основные обозначения

Цифровые тахографы, разрешенные к использованию на территории РОФ, работают в целом по одинаковому принципу, поэтому основные символы везде одинаковые: как на дисплее устройства, так и на распечатке с карты водителя или памяти тахографа.

На территории России владельцы автобусов и грузовиков вправе использовать только цифровые тахографы с блоком СКЗИ. Требования к ним и правила их эксплуатации изложены в Приказе Минтранса №36. Если же перевозчик осуществляет международные рейсы, то на транспорте может быть установлен тахограф ЕСТР при наличии лицензии международного перевозчика.

Режим "Управление" активируется каждый раз, когда автомобиль трогается с места и находится во время движения. Пиктограмма напоминает нечто среднее между колесом и рулём.

Режим "Работа" или "Прочие работы" автоматически начинает действовать, когда транспортное средство останавливается. На дисплее и распечатке этот символ отображается в виде молоточков. Этот режим означает, что водитель занимается во время стоянки выполнением рабочих обязанностей, помимо управления ТС. Например, ремонтом, оформляет документы, находится с долгой вынужденной пробке и т.д.

Режим "Готовность" обозначает время нахождения на рабочем месте, но без совершения какой-либо работы. Допустим, водитель находится в ожидании погрузки или разгрузки товара. Или же автомобилем управляет его напарник. Этот режим требуется устанавливать на тахографе вручную. Пиктограмма "Готовность" представляет собой перечеркнутый квадрат.

Режим "Перерыв" означает, что водитель делает обязательную остановку согласно нормам времени управления ТС (45 минут каждые 4,5 часа, или дважды по 15 и 30 минут). Пиктограмма перерыва выглядит, как всем знакомая "Пауза" на других электронных устройствах (два параллельных вертикальных прямоугольника). Режим "Перерыв" тоже нужно устанавливать вручную.

Режим "Отдых" информирует о том, что водитель не находится при исполнении трудовых обязанностей. Все предыдущие режимы относятся к рабочей смене, а этот подтверждает, что человек не работал (по закону непрерывный отдых должен составлять не менее 11 часов в сутки). Данный режим тоже устанавливается вручную и обозначается в виде стульчика – иногда пиктограмму называют кроваткой.

Основные обозначения режимов тахографа представлены в это таблице:

Работа с режимами тахографа: обязательные условия и действия водителя

В первую очередь, любая работа с тахографом возможна только при условии наличия вставленной в слот устройства карты водителя. Отсутствие карты расценивается, как нарушение требований к эксплуатации тахографа (штраф для водителя – от 3 до 5 тысяч рублей) и нарушение режимов труда и отдыха (штраф для водителя – от 1,5 до 2 тысяч рублей).

Перед началом поездки водитель должен обязательно вручную выставить режим отдыха, предшествовавшего смене, и указать его длительность. Как говорилось выше, тахограф автоматически переключается на режим "Управление", когда автомобиль трогается с места, и сам переходит в режим "Работа" при остановке. Другие режимы во время смены ("Перерыв", "Готовность") необходимо устанавливать вручную. В противном случае тахограф продолжит всё время фиксировать активную работу – это будет доказывать, что водитель игнорирует нормы времени управления ТС и отдыха.

Ручной ввод режимов возможно производить только в том случае, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии.

Разберем конкретные действия на примере ввода режима "Отдых".

Как поставить стульчик на тахографе?

Для того, чтобы в начале смены (после длительного перерыва) тахограф зафиксировал режим "Отдых", необходимо вставить персональную карту водителя в слот устройства, выбрать нужную опцию с помощью кнопок навигации и подтвердить её нажатием кнопки "Ок". После этого на экране учета деятельности водителя нужно указать временной интервал отдыха. Изначально интервал будет предложен по умолчанию в соответствии с тем временем, когда карта изымалась из слота и вновь была вставлена в тахограф. Если водитель не согласен с предложенным вариантом, он может скорректировать информацию с помощью кнопок "Вниз" и "Вверх". После подтверждения времени отдыха на дисплее появится основной экран учета деятельности водителей и допустимого времени вождения.

Наглядно порядок действий мы продемонстрируем с помощью таблицы из инструкции тахографа АТОЛ Drive 5:

Ввод режимов тахографа: возможные проблемы

Водители могут столкнуться с такой проблемой, что тахограф отказывается от установки режима "Отдых". Тогда придется понять, почему постоянно сбрасывается стульчик на тахографе. Это может возникать по нескольким причинам.

– Когда интервал между нажатием кнопок составляет более 30 секунд. Тогда на дисплее появится сообщение "Осуществите ручной ввод!". Если этот сигнал проигнорировать, то на дисплее отобразятся стандартные параметры работы тахографа, а ранее введенные вручную данные не будут зафиксированы и в дальнейшем сохранятся в памяти, как не учтенные действия.

– Когда во время ручного ввода информации транспорт начинает движение. Тогда на экране появится стандартная индикация, но все же введенные ранее данные будут сохранены. Однако интервалы времени, не указанные самостоятельно, будут сохранены, как не учтенные действия

– Когда во время ввода данных производится извлечение карты водителя. В таком случае подтвержденные ранее кнопкой "Ок" данные сохранятся в памяти. А вот неучтенная информация зафиксируется, как неизвестная, и в отчетах будет отсутствовать.

– Когда водитель отдыхал меньше 15-ти минут и приступил к поездке. В этой ситуации тахограф не будет учитывать режим "Отдых".

Наши рекомендации по работе с тахографом

Все водители должны точно знать, как пользоваться тахографами, и уметь во время смены производить необходимые действия. Это в их же интересах: только так удасться засвидетельствовать факт соблюдения режимов труда и отдыха, избежав штрафов.

Все инструкции есть в открытом доступе. Например, вы можете ознакомиться с ними в описаниях тахографов на нашем сайте.

За соблюдением правил эксплуатации тахографа обязаны следить и руководители автопарков. Так как на них тоже будут выписаны штрафы, если водители игнорируют нормы управления транспортом.

За дополнительной консультацией обращайтесь к специалистам сервиса CARDT.RU.

Другие статьи о тахографах и картах для тахографа

Нужен совет?
Звоните нам или оставьте свой номер для получения бесплатной консультации:
+7 988 313-49-33
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.